Санкт-Петербург, Александровский парк
Посмотреть на карте
Вход сводобный
In English

Екатерининский (ранний) классицизм

Ранний классицизм в архитектуре Петербурга датируется примерно 1760-1780 годами. Это время в истории России часто называют эпохой «просвещённого абсолютизма», подчеркивая противоречивый характер правления Екатерины Великой. Классицизм в России воплощал идеи поступательного развития, гармонической упорядоченности, простоты и величия самой большой европейской страны. Внешними проявлениями классицизма в архитектуре становилось использование классических античных ордеров, сдержанность и монументальность композиции.

Одним из первых зданий в стиле раннего классицизма являлся дворец графа К. Г. Разумовского (ныне Административный корпус РГПУ, наб. Мойки, 48), построенный в 1762-1766 годах А. Ф. Кокориновым и Ж. Б. Валлен-Деламотом. В архитектуре дворца использованы элементы ионического и коринфского ордеров, аркады, барельефы, хотя в отделке фасада ещё заметно влияние барокко. Торжественность дворца подчеркивал парадный двор с высокой оградой и монументальными воротами, выходящими на набережную.

Творчеством двух замечательных мастеров раннего классицизма отмечены также здание Императорской академии художеств на Васильевском острове (1764-1788 годы, ныне Институт им. Репина, Университетская наб., 17); корпус «для игры в мяч» Кадетского корпуса (1771-1773 годы, ныне кафедра физической культуры и спорта СПбГУ, Университетская наб., 9); Малый Эрмитаж (1764-1775 годы, Дворцовая наб., 34); дворец графа А. П. Шувалова (1770-е годы, ныне Юсуповский дворец, наб. Мойки, 94).

В этот период много проектов выполнил Ю. М. Фельтен, начинавший помощником Б.Растрелли, например, корпус «училища для мещанских девиц» Александровского женского института (1765-1775 годы, ул. Смольного, 3; ныне принадлежит Правительству Ленинградской области). Архитектура корпуса сдержанно строга, лишь выходящий к Неве фасад украшен портиками ионического ордера. По собственному проекту им построен «безордерный» Большой Эрмитаж (1771-1787 годы, Дворцовая наб., 34), основной упор в котором был сделан на внутреннем убранстве, а по проекту Ж. Б. Валлен-Деламота — Малый Эрмитаж. К ранним работам Ю. М. Фельтена, в которых ещё чувствуется влияние барокко, относятся также Армянская церковь (1771-1776 годы, Невский пр., 40-42; действует), лютеранские церкви святой Екатерины (((1768-1771 годы, Большой проспект Васильевского острова, 1; действует) и святой Анны ((1775-1779 годы, Кирочная, 8, с 2002 года на реставрации после пожара).

Несколько зданий той поры построил Антонио Ринальди, хотя основные его работы находились в Гатчине, Царском Селе, Ораниенбауме. В Санкт-Петербурге можно видеть его монументальный Мраморный дворец (1768-1785 годы, Миллионная ул., 5; филиал Русского музея), впервые в городе облицованный натуральным камнем, и складской комплекс Тучков буян (1763-1772 годы, Большой проспект Петроградской стороны, 1а; ныне Военно-Космический кадетский корпус).

 

Статья взята с ru.wikipedia.org